Лесопарки - «Ноев ковчег» для фауны Москвы (на примере Кусково)

Лесопарки - «Ноев ковчег» для фауны Москвы (на примере Кусково)

А.А. Бенедиктов

E-mail: entomology@yandex.ru

Еще каких-то 40 лет назад в ближайших окрестностях центра Москвы ночью под фонарями можно было наблюдать тучи ночных бабочек и ручейников, а днем на луговых цветах - дневных бабочек, шмелей, пчел, ос, мух, жуков. По канавам и сырым местам встречались тритоны и лягушки, ползали ужи. Где все это сейчас? Почему, выходя во двор, где-нибудь в районе Новогиреево, Измайлово, Выхино и других, некогда зеленых районов, мы все чаще и чаще видим один асфальт, прорезиненные детские и спортивные площадки, а пруды одеты в искусственные отвесные берега и имеют мутную, белесую воду? И уже вид бабочки-капустницы, считавшейся ранее вредителем, вызывает радость!

Ответ один: темпы застройки и методы ведения коммунального хозяйства погубили места, некогда пригодные для жизни животных. На сокращение их численности и даже полное исчезновение, несомненно, повлиял комплекс причин. Среди них: и весенне-летняя стрижка газонов «под корень», и общее сокращение луговых площадей, и их засев газонной травой, и осенняя уборка опавшей листвы, и применение противогололедных реагентов, и засыпка, «обновление» верхнего слоя почвы привозным, чуждым грунтом, иногда с изъятием слоя старой земли. Все это ведет к уничтожению не только кормовой базы аборигенных животных, но и к уничтожению ушедших на зимовку животных, а также к банальному химическому отравлению почвы. Все выше перечисленное (по сути - экогеноцид) уже привело к уничтожению многих биотопов - мест обитания животных в наших дворах, которые когда-то были их родным домом.

Известно, что в популяциях некоторых животных природой заложена избыточность особей, поскольку многие из них становятся пищей для хищников, хозяевами паразитов, а также гибнут от болезней. Благодаря своей массовости такие виды существует. Однако если уничтожить место с кормовыми растениями (выкосить луг или засадить его деревьями), или поставить непреодолимую преграду (одеть берега пруда в высокий габион и не дать возможности животным выходить из воды и заходить в нее), то вымрет весь вид. Так уже начинают исчезать в разных парках Москвы некоторые бабочки, стрекозы и лягушки. В результате биоразнообразие скудеет, а экосистема становится уязвимой.

Замечено, что наиболее богатое видовое биоразнообразие приходится на пограничные зоны разных биотопов с плавными границами перехода, например, от луга к лесу, от луга к водоему. И чем больше разнообразных биотопов, тем богаче общее биоразнообразие, а, соответственно, устойчивее экосистема всего лесопарка. К сожалению, то, что является домом для животных (луг, болото, старый пень, поваленное дерево), для людей, далеких от природы, подлежит освоению, преобразованию, застройке, уничтожению. Об этом стоит задуматься, так как многие животные являются биоиндикаторами благополучия природных условий (например, чистой воды и не зараженной отходами почвы). Многие из них, например, насекомые - наиболее выносливые организмы. Но, даже если и они вымирают, не является ли это важным звоночком нам, людям, что здесь опасно жить?

Но что же говорят ученые про наши московские лесопарки? К огромному сожалению, нужно констатировать, что фауна Москвы по отдельным группам животных изучена намного хуже, чем в некоторых удаленных регионах. Лучше всего изучены позвоночные животные и растения. А вот что касается беспозвоночных, особенно насекомых и паукообразных, тут дело обстоит совсем плохо. Выясняется, что отдельные зеленые территории практически совсем не изучены! И когда встает вопрос о комплексной оценке лесопарка по наличию видов из Красной книги города Москвы (ККМ), в лучшем случае приходится читать: «требует более тщательного исследования», а в худшем: «редкие виды не обнаружены». Но так ли это все на самом деле? Вот простой пример из личной практики.

В наше время лесопарк «Кусково», расположенный на востоке Москвы в Вешняках, зажат между двух железных дорог (Горьковского и Казанского/Рязанского направлений), Северо-Восточной хордой (построена в последние три года) и улицами Вешняковской и Юности. Имея форму треугольника, он занимает площадь около 300 гектаров (для сравнения: на этой площади уместились бы полтора Княжества Монако). Это один из последних, практически не тронутых парков Москвы, который до последнего времени меньше всего касалась рука человека. Соседние лесопарки (Измайловский, Терлецкий, Кузьминский) отделены от него огромным пространством жилых массивов и транспортными магистралями. А в далекие времена, когда еще не было всех границ и препятствий, этот лес свободно сообщался с соседними территориями в пределах Мещерской низменности. С XVIII века на его территории расположена летняя резиденция графов Шереметевых, часто называемая «Московским Версалем», благодаря которой Кусково стало известно многим. Но нас будет интересовать не усадьба, а окружающий ее лесопарк, отчасти рукотворный, отчасти вновь одичавший. А точнее животный мир этого лесопарка. И вот почему.

В ходе переписки с руководителем Московского общества защиты природы и автором ККМ Г.В. Морозовой я узнал о том, что «Кусково - это не парк, а городской лес, статус которого он получил при вхождении в границы Москвы в 1960 г., причем его никто не отменял. А, кроме того, с 2014 г. он официально, как и все московские природные и озелененные территории, отнесен к территориям зеленого фонда Москвы с приоритетным экологическим целевым назначением». То есть, он выполняет функции защиты природных и других объектов. Но много ли мы знаем об этих «природных объектах», которые должен защищать городской лес? Кто в нем обитает из редких животных нашей столицы?

Открываем последнее на сегодня 2-е издание ККМ 2011 года и начинаем искать нужную информацию. Оказывается, что наиболее хорошо в лесопарке изучены птицы: их не менее 13 видов. Кроме пернатых отсюда указан всего один жук (бронзовка мраморная, по сборам автора), а также 7 видов бабочек по сборам 60-20-летней давности, некоторые из которых тут предполагаются исчезнувшими. То же самое относится к позвоночным: тритона обыкновенного и лягушку травяную отмечали здесь 20 лет назад. И сразу возникает сомнение: неужели на этой большой территории живет такое малое число редких видов? Или, в сравнении с другими лесопарками нашего города, степень изученности фауны Кусковского леса просто неудовлетворительна?

Поиск по другим источникам не приносит ощутимых результатов. Так, в «Материалах по внесению изменений в документацию комплексного экологического обследования, обосновывающую придание статуса особо охраняемой природной территории регионального значения „Природно-исторический парк «Кусково" 2015 года информация по насекомым не пригодна к использованию, так как полностью отсутствуют указания на точки, даты сбора и фотофиксация объектов. При анализе текста видно, что часть материала заимствована из той же ККМ. Это же относится и к тритону с травяной лягушкой: обозначены точки на карте, но не указаны даты находок, а потому нельзя исключать, что информация того же срока давности.

В прошлом году в рамках проекта подготовки нового 3-го издания ККМ автором проведено специальное фаунистическое исследование. Его результатом стал «Отчет о проделанной работе на территории лесопарка Кусково в 2019 г. ...». В течение всего лета и осени (с июня по сентябрь), в общей сложности на протяжении 54 дней, а иногда и по ночам, проведен поиск, картирование мест находок и фотофиксация беспозвоночных и позвоночных животных, (за исключением птиц, которыми занимались другие специалисты). Такое продолжительное наблюдение осуществлено здесь впервые и оказалось очень важным, так как некоторые виды, чему я был сам свидетель, появляются всего на несколько дней - неделю, а потом их опять не видно. Это, в первую очередь, касается насекомых. Выполнив свою функцию размножения и откладки яиц, имаго уходит на покой. Остальной период жизни вида будет на стадии личинки, о которой мы можем даже и не знать, т.к. она будет жить, например, в том же старом пне, поваленном стволе дерева, на болоте, под землей.

Результат исследования обнадежил: видовое разнообразие в Кусковском лесу оказалось намного богаче, чем об этом было известно. За один только не полный сезон (к сожалению, весной работа не велась) из представителей ККМ нами обнаружено: 2 вида млекопитающих (ёж и лесной нетопырь), 1 вид пресмыкающихся (уж), 2 вида земноводных (лягушки травяная и остромордая, а вот тритон так и не найден) и 18 видов насекомых. При этом все 7 видов бабочек, ранее указанные в ККМ, так и не обнаружены. Но и это почти в два раза больше того, что было известно здесь ранее! Уже сейчас можно с уверенностью говорить, что фауна Кусковсого лесопарка стала одной из наиболее полно изученных среди всех остальных парковых территорий столицы. Параллельно был составлен «Надзорный список» (Перечень видов ..., не занесенных в ККМ, но нуждающихся на территории города Москвы в постоянном контроле и наблюдении) из 42 видов. И тут выяснилось, что среди всех видов животных не менее 48 внесено в Красный список Международного союза охраны природы (МСОП), а с ненайденными и птицами их количество еще больше - около 70! Хочется верить, что находки такого большого числа представителей ККМ и Красного списка МСОП станут важным аргументом для окончательного положительного решения о придании статуса Природно-исторического парка регионального значения «Кусково», предложенного к включению в особо охраняемые природные территории (ООПТ) еще в 2011 г.

В заключение нужно сказать, что сейчас вокруг Кусковского лесопарка идут дебаты, касающиеся его преобразования. Скорее всего, эти работы планируются без учета новых данных по фауне из ККМ. Однако можно с большой долей вероятности говорить о том, что, предложенный Правительством Москвы план благоустройства, как и желание его противников вернуть парку вид «Московского Версаля» времен графов Шереметевых, при несогласованных и опрометчивых действиях могут привести к одинаково отрицательному изменению экологических условий существования спасающихся тут животных. Для них лесопарк сейчас стал последним приютом и убежищем, своего рода «Ноевым ковчегом». Поскольку окрестные территории уже не пригодны для их существования, а отступать им уже некуда, то будет нанесен последний удар по уцелевшей фауне не только Городского леса «Кусково» и району Вешняки, но и всему востоку Москвы. Об этом нужно помнить и это нужно осознавать, готовясь благоустраивать и другие лесопарки на территории Москвы.

А мне, как исследователю своей малой родины, где я вырос и живу, очень бы хотелось не быть последним и единственным человеком, который видел все это многообразие, всю эту красоту.

С полной версией «Отчета о проделанной работе на территории лесопарка Кусково в 2019 г. для 3-го издания Красной книги города Москвы с замечаниями по охране его фауны и флоры» можно ознакомиться на сайте МГУ ИСТИНА по адресу https://istina.msu.ru/reports/236098870/

1__(AABenediktov).jpg

1. Лесная поляна

2_ABenediktov).jpg

2. Панорама на Сухой пруд

3__(AABenediktov).jpg

3. Ёж чаще всего активен в сумерках и ночью

4__(AABenediktov).jpg

4. Уж любят влажные, но програваемые солнцем места

5__(AABenediktov).jpg

5. Самцы лягушки остромордой весной становятся голубого цвета

6__(AABenediktov).jpg

6. Пчела мохноногая делает норки на прогреваемых участках грунтовых дорог

7__(AABenediktov).jpg
7. Перламутровка адиппа предпочитает разнотравье на прогреваемых лесных полянах и просеках

8__(AABenediktov).jpg
8. Личинки стрекозы красотки блестящей живут водоемах с естественными берегами с прибрежной растительностью

9__(AABenediktov).jpg
9. Личинки бронзовки мраморной развиваются в корнях старых пней дубов и лип

---

Источник

Leave a comment

About this Archive

Find recent content on the main index or look in the archives to find all content.